Для ответа на этот вопрос посмотрим на тех людей, которые входят в ближайшее окружение губернатора. Начнем с такой знаковой, в определенном смысле слова фигуры, как Марк Берколайко.
Явная близость Берколайки к Кулакову высветилась еще в период предвыборной кампании, в которой тот сумел подвизаться в роли имиджмейкера генерала. Слово «имиджмейкер» в прямом переводе с английского на русский звучит, как известно, не слишком презентабельно - мордодел. Для описания деятельности Берколайки этот перевод подходит, однако, как нельзя лучше: Кулаков оказался, пожалуй, единственным клиентом «известного политтехнолога», который одержал победу на выборах, все остальные были уделаны мордой об тэйбл. (Эта победа станет, похоже, в биографии Берколайки и последней - где же взять еще одного И. Шабанова?). В награду за проявленное старание Берколайко тем не менее, получил от Кулакова «Воронежинвест», став, таким образом, главным в Воронежской области специалистом в области инвестирования сельского хозяйства.
Возможностей рассказать о деятельности Берколайки у нас еще будет много, а потому ограничимся упоминанием всего лишь одного эпизода, связанного с его работой на новом поприще. 10-11 октября 2001 года областное сельхозуправление проводило сравнительные испытания различных типов комбайнов - своего рода конкурс для определения лучшего. «Воронежинвест» выставил американский «Джон Дир», показавший на испытаниях всего лишь третий результат. Одна из центральных газет поместила о конкурсе заметку, в которой была указана цена комбайна - 255 тысяч долларов. В тот же день в редакции разразился скандал: звонил представитель фирмы, возмущенный тем, что указанная в заметке цена оказалась безбожно завышенной. Требуемого фирмой опровержения газета, естественно, не дала, ибо указанная цена - 255 тысяч была действительно назначена «Воронежинвестом». (Хотя и представителя «Джона Дира» понять было можно: московская цена комбайна составляла 135 тысяч долларов). «Джоны Диры» (правда, подержанные), «Воронежинвест» все равно закупил - несмотря на какие-либо конкурсы и отсутствие в области ремонтной базы. На бюджетные, естественно, денежки. Учитесь делать бизнес, господа воронежские предприниматели!
Главным действующим лицом «команды Кулакова» является, впрочем, не Берколайко, а Сергей Наумов, пребывающий ныне в должности первого заместителя главы администрации Воронежской области. (Многие люди, знающие ситуацию на площади Ленина, 1, вообще считают, что реально областью управляет не Кулаков, а именно Наумов). Начинал Сергей Михайлович униформистом в Воронежском цирке, однако вырос в крупного предпринимателя, продающего за рубеж производимые в России минеральные удобрения. В 1999-м занял должность директора россошанских «Минудобрений», которые к тому времени принадлежали уже... американцам. (вот они, чудеса приватизации по-Чубайсу). Интересы американских хозяев г-н Наумов отстаивал с особым старанием, сумев до предела «минимизировать» платежи предприятия в российские бюджеты всех уровней. Львиную долю производимых удобрений комбинат отправлял, естественно, за рубеж - очевидно, по той причине, что для производства удобрений на Западе не хватало азота, который составляет 80% земной атмосферы.
За г-ном Наумовым стоит, впрочем, фигура куда более весомая. Это Николай Ольшанский, бывший министр промышленности минеральных удобрений СССР, а ныне химический магнат и депутат Государственной Думы от Воронежской области (ставший им благодаря мощной поддержке И. Шабанова; у Ольшанского, кстати, работает в настоящее время сам Иван Михайлович). Впервые в поле зрения правоохранительных органов г-н Ольшанский попал еще в конце 1990 года по делу, касающемуся отмывания денег, незаконного экспорта и вывоза капитала. Ущерб государству составил сумму в 160 млн. рублей (фантастические, по тем временам, деньги), но дело замяли. Однако, это было только начало карьеры Ольшанского - коммерсанта.
В 1996 году при его участии создается могущественная отраслевая корпорация «Агрохим», в которую вошли несколько десятков коммерческих фирм, образованных на базе Минпромудобрений. Эти структуры сразу же подмяли под себя большую часть внутренней и внешней торговли минудобрениями. Предприятия отрасли не имели собственных служб сбыта, а потому оказались заложниками гигантской сбытовой структуры, созданной Ольшанским и его ближайшим окружением на месте бывшего министерства и установившей фактическую монополию на сбыт значительной части продукции химической промышленности страны. На протяжении, как минимум, 1,5-2 лет российские химики продавали свою продукцию почти исключительно «Агрохиму», причем по фиксированным, «советским» ценам, - пишет «Российская газета» (2 июня 2000 года). - А тот, в свою очередь реализовывал продукцию по ценам мирового рынка».
Поводом для публикации в «РГ» послужило банкротство расположенного в Тамбовской области «Уваровского химического завода» (УХЗ), который считался жемчужиной химической промышленности СССР и приносил огромные прибыли государству. Возможность обанкротить один из самых современных заводов России появилась в 1996 году, после того, как государство... выделило госдотацию сельхозпроизводителям на покупку минеральных удобрений. Деньги, предназначенные для заводов, получили, однако, частные структуры - «Росагрохим» и «Агрохимэкспорт». В результате УХЗ сначала «кинули», а затем разорили. Ответственным за разорение завода «Российская» назвала г-на Ольшанского. Одним из участников проведенной операции стал Россошанский химкомбинат.
Николай Ольшанский - фигура крупная (по масштабам убогой постельциновской России, разумеется). «В сущности, Ольшанский был одним из первых российских олигархов, - пишет «РГ». - Любопытно, что избранный в декабре 1999 года в Государственную Думу от Воронежской области, Ольшанский ни в одно из зарегистрированных депутатских объединений не вошел и оказался в компании так называемых независимых депутатов: алюминиевого короля Абрамовича, медиа-магната Березовского и других олигархов». Однако за С. Наумовым и Н. Ольшанским маячит фигура куда более значимая. Можно даже сказать - знаковая. Это Петр Авен, возглавляющий, вместе с Михаилом Фридманом, одну из самых мощных олигархических империй России - консорциум «Альфа-групп».
Слухи о связях начальника Воронежского УФСБ с «Альфа-групп» ходили еще до избрания В. Кулакова губернатором. После состоявшихся выборов эти слухи получили свое подтверждение. «Первой ласточкой» стала первая пресс-конференция Кулакова в роли губернатора. «Все знали об исключительной роли и исключительных заслугах Сбербанка и его руководителя в избрании Кулакова на пост губернатора, - пишет по поводу этой пресс-конференции главный редактор «Берега» Святослав Иванов. - И тем не менее, новоизбранный глава области сразу заговорил об острой необходимости для нас именно филиала «Альфа-банка». Зачем и почему, никто не знал. Хотя уже тогда наблюдатели догадывались, что мощная предвыборная кампания Кулакова прошла с участием не только московских специалистов и политтехнологов...»
Однако совсем уже явно «засветить» свои связи с «Альфой» новому воронежскому губернатору пришлось позднее, - когда от Думы потребовалось утвердить членом Совета Федерации от Воронежской области депутата Красноярской облдумы Глеба Фетисова, президента компании «Альфа Эко». «Можно только догадываться, какая гигантская работа была проделана за кулисами, чтобы за короткое время убедить депутатов проголосовать за никому неизвестного Фетисова, - пишет главный редактор «Берега» (17 августа 2001 г.). - Некоторые считают, что «убедить» Наквасина помогла проверка УБОПом телерадиокомпании, после которой возбуждено уголовное дело. Как и чем убеждали депутатов - на то есть разные версии. Но известно, что занимался этим и сам губернатор. И якобы он объяснил, что место сенатора для «Альфы» - это его предвыборные обещания. Долг, так сказать, чести...» Так что же представляет собой «Альфа-групп», перед которой у нового воронежского губернатора имеется «долг чести»?
Фамилии Авена и Фридмана менее известны широкой публике по сравнению с фамилиями Березовского и Гусинского. Тем не менее, в списках олигархов ельциновского призыва они по праву должны стоять на первом месте.
Заниматься бизнесом Петр Авен начал задолго до начала перестройки. Еще в 70-е он создал группу, которая скупала билеты в московские театры, а затем, создав искусственный дефицит, перепродавала их втридорога. Однако звездный час Авена наступил после прихода в Кремль Бориса Ельцина. В 92-м он вошел в состав гайдаровского правительства и стал первым «чикагским мальчиком», который сделал «реформы» под себя.
С 1-го января 1992 года экспорт российских товаров стал делом невероятно прибыльным, и их поток устремился из страны за рубеж. Гайдар установил такой курс рубля по отношению к доллару, что многие товары и (прежде всего сырьевые ресурсы) можно было продавать за рубеж с прибылью 10000 процентов, - каждый вложенный в них доллар давал 100 долларов «навара». В 1992-м году, по оценке Д. Сакса, Россия потеряла на подобного рода «внешней торговле» более 100 миллиардов долларов. И благодарить за это русские должны Гайдара и Авена, который, будучи министром внешней торговли, создал самую либеральную в мире систему вывоза ресурсов за рубеж. Именно в 92-м, как ни удивительно, произошел первый, тогда еще заочный конфликт между Кулаковым и Ковалевым. Вспомним: губернатор А. Ковалев предпринимал усилия для ограничения вывоза товаров за пределы области, а нападал на него в то время отстаивающий позицию гайдаров и авенов В. Давыдкин. До прихода В. Кулакова оставалось еще 8 лет.
Что же касается самого Авена, то тот работал «на российское государство» вовсе не для того, чтобы плодами его усилий воспользовались другие. Авен покидает Минвнешэкономсвязей и уходит в бизнес. Во внешнюю торговлю, естественно. И быстро, вместе со своим партнером Фридманом, становится мультимиллионером (что, вообще-то, неудивительно; руководители министерства внешней торговли вообще имели обыкновение уходить на работу в структуры «Альфы»). В 96-м Авен и Фридман входят в семерку олигархов, объединившихся для того, чтобы оставить Ельцина у власти. После президентских выборов семерка объявляет о том, что Россия принадлежит им. Б. Ельцин стал, вне сомнений, самым эффективным финансовым инструментом из всех, в которые когда-либо вкладывал деньги Авен (да и вообще самым эффективным финансовым инструментом за всю историю человеческой цивилизации). Любые вложения в Ельцина окупались тысячекратно. В 1995-97 гг. «Альфа-банк» принял участие в программе правительства по финансированию бюджетных организаций. По итогам проверки, проведенной Счетной палатой России, выяснилось, что из 67 трлн. бюджетных рублей, выделенных на кредитование, 36 трлн. (6,3 млрд. долларов!) пропали бесследно. Русские стали еще беднее. Петя Авен стал еще богаче.
В 97-м «Альфа-групп» получила от Ельцина еще один, поистине царский подарок - Тюменскую нефтяную компанию (ТНК). Не вдаваясь в детали проведенной операции, (Генпрокуратура несколько раз пыталась открыть по этой сделке уголовное дело), скажем лишь о том, что государство «уступило» ТНК за 1,08 млрд. Долларов, однако бюджет получил от «Альфа-групп» всего лишь... 260 миллионов. По мнению правоохранительных органов, Россия потеряла на этой операции 900 миллионов долларов. Счетная палата, проводившая проверку этой сделки, приплюсовала к сумме ущерба еще 920 миллионов. Реальная сумма потерь была, конечно же, больше. В 2001 году (после того, как «Альфа» выдоила из ТНК все, что возможно), М. Фридман в интервью «Файнэшнл Таймс» заявил о том, что готов продать ТНК за рубеж по цене не менее 4 миллиардов долларов...
Основным бизнесом «Альфа-групп» был и остается вывоз ресурсов из России. Оборот одной только швейцарской компании Crown Resources, контролируемой «Альфой», составляет 5 миллиардов долларов в год (основной бизнес Crown - торговля российской нефтью, прежде всего нефтью ТНК). Однако в последнее время «Альфа» не брезгует и такой добычей, как российские предприятия. При этом «Альфу», естественно, интересуют не они сами, а возможность легко и быстро заработать, используя схему так называемого корпоративного шантажа.
Подобный вид, с позволения сказать, деятельности, называется «green mail». Русского эквивалента у этого американизма нет. Словарь Вэбстера трактует этот термин как «практику покупки фондов компании с целью ее шантажа угрозой перепродажи конкурентам». То есть, атакующая структура покупает небольшой пакет, а затем новоиспеченные акционеры начинают всячески «своей» компании вредить. Конечной целью шантажиста является получение отступных, либо продажа акций по завышенной цене.
На развитых рынках практика green mail не слишком распространена. Во-первых, западное деловое сообщество выработало систему защиты от «стервятников», а во-вторых, компания-агрессор немедленно попадает в «черный список». В России подобные операции проходят «на ура» - особенно, если за гринмейлером стоят осевшие в околокремлевских кругах «младореформаторы». Везде, где появлялась «Альфа», ее приход сопровождался громким скандалом - при захвате Ачинского глинодельного комбината, торгового дома «Смирновъ», ОАО НОСТА (Орско-Халиловского металлургического комбината), - перечислять можно долго. Как сообщает журнал «Коммерсантъ-деньги», консорциум «Альфа-групп» стал в 2000 году лидером «русского гринмейла».
Рассказать обо всех направлениях работы «Альфа-групп» в одной статье вряд ли возможно. Помимо перечисленных нами видов деятельности «Альфа» занимается сахаром, цементом, алкоголем, чаем, российскими долговыми обязательствами (долги скупаются за 25-30 процентов их стоимости, а затем, при помощи работающих с «Альфой» чиновников включаются в списки первоочередных и погашаются за 100%) и многими другими вещами. Анализируя деятельность «Альфы», «Независимая газета» (25 июля 2001 г.) приходит к выводу, что эта финансово-экономическая группа «не строит никаких долгосрочных производственных планов, но активно торгует всем: от кредитов и пакетов акций до банальной водки». С этим заключением можно согласиться, если внести в него небольшое уточнение: все бизнес-проекты «Альфы» объединяет одна идея - как нанести возможно больший ущерб России и русским. И одним из приоритетных направлений деятельности «Альфы» является бизнес-проект, которому можно был бы дать название «политика».